Preview

Научный вестник МГТУ ГА

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ НАВИГАЦИОННЫХ CИCТЕМ В ГРАЖДАНCКОЙ АВИАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрена история становления навигационных систем, в частности, системы «Цикада», которая на тот момент составляла конкуренцию американскому аналогу «ТРАНЗИТ», ставших платформой для создания современных глобальных навигационных систем ГЛОНАСС, GPS. Рассмотрен процесс внедрения системы ГЛОНАСС в гражданскую авиацию, ее сегменты, функции и особенности. Проанализированы этапы формирования орбитальной группировки спутниковой системы ГЛОНАСС. Проведена аналогия с американской системой GPS, европейской GALILEO, китайской навигационной системой Beidou и японским аналогом Quasi-Zenit.Приведены подробные данные о совершенствовании американской системы GPS, начиная с 1978 г. и по настоящее время. Дана характеристика системы GPS-III, обладающей рядом дополнительных достоинств. Отмечаются особенности европейского аналога глобальной навигационной системы - GALILEO. Одной из целей данной системы является обеспечение высокоточной позиционной системы, на которую может положиться Европанезависимо от российской системы ГЛОНАСС, американской - GPS и китайской Beidou. GALILEO обеспечиваетуникальную глобальную функцию поиска и спасания - SAR с важнейшей функцией обратной связи. Излагаютсяособенности навигационной системы китайских ученых - спутниковой системы Beidou и японской глобальнойспутниковой системы - Quasi-Zenith.Рассмотрены тенденции развития глобальных навигационных систем. Ярким примером одного из путейглобализации мировых спутниковых систем является тенденция к объединению ГЛОНАСС и Beidou. Уделеновнимание новейшей разработке российских ученых - автономной навигационной системе БИНС-2015, котораяпредставляет собой бесплатформенную инерциальную навигационную систему и дает возможность осуществлятьнавигацию воздушного судна без подключения к глобальной спутниковой системе. Определены пути дальнейшегоразвития навигационных систем в РФ. При этом выделены два противоположных по своей сути направления, связанные, с одной стороны, с симбиозом российской и китайской глобальных навигационных систем, что позволитсущественно упростить взаимодействие двух стран, и, с другой стороны, с созданием на каждом борту автономнойнавигационной системы.

Об авторе

А. С. Степаненко
Московский государственный технический университет гражданской авиации
Россия

старший преподаватель кафедры экономики и управления на воздушном транспорте,

г. Москва



Список литературы

1. Логвин А.И., Cоломенцев В.В. Спутниковые системы навигации и управления воздушным движением. М.: МГТУ ГА, 2005

2. Cоловьев Ю.А. Системы спутниковой навигации. М.: ЭКО-ТРЕНДЗ, 2000

3. Яценков В.C. Основы спутниковой навигации. Системы GPS NAVSTAR и ГЛОНАСС. М.: Издательство: Горячая линия - Телеком, 2005. 272 с

4. Приложение 10 к Конвенции о международной гражданской авиации (SARPS). Т. 1 (Радионавигационные средства). ИКАО, 2004

5. Поправки 76 и 79 к Международным стандартам и Рекомендуемой практике (SARPS). ИКАО, 2001, 2004

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 г. № 1435 «О Федеральной целевой программе по использованию глобальной навигационной спутниковой системы "ГЛОНАСС" в интересах гражданских потребителей»

7. Затучный Д.А., Cладь Ж.В. Использование информации об уровне наземного обеспечения полетов ВС для планирования воздушного движения // Научный Вестник МГТУ ГА. 2016. Т. 19, № 05. С. 104-110

8. Kaplan D.E., Hegarty C.J. Understending GPS/ Principles and Applications/ Second Edition, ARTECH HOUSE, INC., 2006, 723 p

9. Глобальная спутниковая радионавигационная система ГЛОНАСС / под ред. В.Н. Харисова и др. М.: ИПРЖР, 1998. 400 с


Рецензия

Для цитирования:


Степаненко А.С. РАЗВИТИЕ НАВИГАЦИОННЫХ CИCТЕМ В ГРАЖДАНCКОЙ АВИАЦИИ. Научный вестник МГТУ ГА. 2017;20(1):123-131.

For citation:


Stepanenko A.S. THE DEVELOPMENT OF NAVIGATION SYSTEMS IN CIVIL AVIATION. Civil Aviation High Technologies. 2017;20(1):123-131. (In Russ.)

Просмотров: 1094


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-0619 (Print)
ISSN 2542-0119 (Online)