В данной статье дается краткое описание облика современных и перспективных многофункциональных авиационных комплексов и функции бортовых радиолокационных станций в составе их бортового радиоэлектронного оборудования. Приведены характеристики бортовых радиолокационных станций и описание антенных решеток, стоящих на вооружении в России и за рубежом. Приводятся возможные пути развития бортовых радио-локационных станций в ближайшем будущем.
В статье приведены подходы к формированию и выбору оптимального облика высотного разведывательного БЛА большой продолжительности полета. На примере существующих прототипов рассмотрены вопросы расчета целевой эффективности, стартовой массы, аэродинамических характеристик, характеристик силовой установки.
Предложена модель оценки характеристик обнаружения РЛС при воздействии импульсных помех. Приведен алгоритм определения приемлемых условий электромагнитной обстановки при непреднамеренных электромагнитных помехах для РЛС УВД.
Выполняется преобразование формулы расчета коэффициента готовности канала радиосвязи в компактную форму и строится график зависимости превышения мощности сигнала на входе приемника над его реальной чувствительностью от уровня помех, при обеспечении требуемого значения коэффициента готовности радиоканала. Результаты данных исследований могут быть использованы при разработке системы управления безопасностью полетов при организации воздушного движения.
Сформулирована задача автоматического контроля сближения воздушных судов (ВС) при попутном, встречном и поперечном движении на пересекающихся курсах. Предложен метод вычисления функции риска столкновения ВС на основе динамического программирования, что позволяет сформировать сигналы тревоги для принятия предупредительных мер по безопасному управлению боковым и продольным движением ВС.
Рассматривается решение важной практической задачи перераспределения воздушных судов при их заходе на посадку на разные трассы Московского аэроузла в случае внезапного изменения метеоусловий. На основе динамического программирования предложена нейросетевая процедура назначения приоритетов для каждого воздушного судна в реальном масштабе времени, что позволило формировать списки воздушных судов для каждой трассы посадки и определять первоочередность их посадки.
Рассматривается решение важной практической задачи по упорядочиванию потока движения воздушных судов (ВС), прибывающих с разных направлений на общую навигационную точку, что позволяет формировать очередь для посадки ВС и определять первоочередность посадки.
Рассматривается метод, связанный с определением максимального количества воздушных судов (ВС), находящихся одновременно на связи у диспетчера, с учетом обеспечения требуемого уровня безопасности полетов.
В работе рассмотрены основные показатели производственной деятельности авиакомпании, осуществляющей пассажирские перевозки для построения ее системы качества. Выделено четыре группы показателей: финансовые показатели, показатели, характеризующие качество предоставляемой услуги, показатели качества авиаперевозок, показатели качества работы персонала. Представлены алгоритмы расчета показателей.
ISSN 2542-0119 (Online)